Нормативные правовые акты (НПА), определяющие требования к информационным системам баз данных СОРМ (ИСБД СОРМ), должны быть приняты в скором времени, так как попали в план-график по подготовке подзаконных актов для реализации «закона Яровой». Для операторов наличие таких документов выгодно, так как стандартизация приведет к увеличению количества поставщиков оборудования СОРМ и, как следствие, к конкуренции и снижению цен. Однако пока НПА отстают от развития технологий, что затрудняет и затягивает внедрение технических средств СОРМ, считают игроки рынка.

Как сообщил ведущий специалист ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» (ЦНИИС) Евгений Жаров на конференции СОРМ-2016, в деятельности рабочей группы при Минкомсвязи по СОРМ, в которой активно участвуют ЦНИИС и НИИ Радио, за последние годы наметилась положительная тенденция по ускорению процесса разработки, согласования и принятия НПА. «Но, безусловно, есть куда стремиться дальше. Актуальным является принятие НПА, определяющих требования к ИСБД СОРМ, которые в соответствии с четвертым пунктом постановления правительства РФ №532 подлежат обязательной сертификации. Рабочая группа СОРМ Минкомсвязи и разработчики отечественного оборудования СОРМ проделали большую работу. На данный момент согласованные с ФСБ технические требования находятся в Минкомсвязи России», — проинформировал Евгений Жаров.

Он выразил уверенность, что НПА по ИСБД будут приняты и утверждены в скором времени. «Документ попал в план-график по подготовке актов для реализации «пакета Яровой». Теперь деваться некуда, сроки обозначены, надо выполнять», — подчеркнул он.

Тем не менее игроки рынка испытывают ряд проблем, связанных с установкой техсредств СОРМ. «Проблема в том, что оборудования, сертифицированного для СОРМ, сегодня нет, — сообщил президент ассоциации «Ростелесеть» Олег Грищенко. — С одной стороны, операторы должны использовать только сертифицированное оборудования, с другой — его нет. Кроме того, мы наблюдаем большой разброс цен на оборудование, а также разный подход в различных управлениях ФСБ, где есть готовность взаимодействовать только с конкретным разработчиком оборудования в конкретных регионах».

Директор Центра по научно-техническому сопровождению внедрения СОРМ ФГУП «ЦНИИС» Вячеслав Гусев отметил, что в телефонии сертификация техсредств СОРМ осуществлена на 100%, а в передаче данных работа начата и будет продолжаться. «В ИСБД нужно как можно скорее принимать соответствующий НПА, проект которого подготовлен, но пока не принят», — отметил он. По его словам, «закон Яровой» — это дальнейшее развитие того пути, который уже был пройден. «Использование существующих решений как базовых позволит оперативно разработать технические решения для реализации 374-ФЗ и обеспечить их взаимодействие с существующим оборудованием, установленным на стороне уполномоченных органов», — сказал он.

Как ранее сообщал журнал «Стандарт» (№10, октябрь 2015 г.), техсредства СОРМ, новые требования к которым установлены приказом Минкомсвязи от 16.04.2014 №83 (требования касаются законного перехвата информации об абонентах связи при пакетной передаче данных), все операторы должны были ввести в строй на своих сетях до 31 марта 2016 г. Однако в России нет ни сертифицированного оборудования, соответствующего этому приказу, ни аккредитованных организаций, имеющих право на его сертификацию.

Как говорит президент Ассоциации региональных операторов связи (АРОС) Юрий Домбровский, сложившаяся система отношений в области СОРМ и их регулирования является в значительной степени компромиссом ее участников, исходящих, с одной стороны, из понимания необходимости СОРМ как таковой, а с другой — из понимания необходимости установления лишь выполнимых требований. «Не хотелось бы утратить этот баланс при реализации «пакета Яровой», — подчеркнул он.

Олег Грищенко из «Ростелесети» отмечает, что пока непонятно, в какой степени «закон Яровой» будет нормативно взаимосвязан с текущей системой и нормативными актами по СОРМ. По его мнению, затраты на СОРМ — ключевой фактор снижения инвестиционной привлекательности рынка услуг связи. «У операторов нет понимания, что у них будет через год-два, они не могут планировать бизнес», — говорит Олег Грищенко. Как уточняет Юрий Домбровский, риски несут в себе не сами затраты, которые составляют сейчас 1-1,5% операторского бюджета, а проблемы, связанные с реализацией требований СОРМ, включая и упомянутые вопросы сертификации.

Как рассказал технический директор АО «Квантум» (оператор работает в 48 регионах России) Петр Саженин, определенный постановлением правительства РФ №538 порядок взаимодействия операторов с уполномоченными органами не определяет такие моменты, как предельные сроки предоставления технических условий на подключение к пульту управления, сроки проведения опытной эксплуатации, сроки утверждения плана внедрения СОРМ и др. «Согласно типовым требованиям правил взаимодействия с уполномоченными органами, есть сроки согласования плана, но сроков утверждения плана — нет. Это затрудняет взаимодействие операторов с поставщиками технических решений, затрудняет договорные обязательства и поставки», — подчеркнул он.

Как отметил представитель ПАО «Ростелеком», в сфере СОРМ нормативные правовые акты отстают от развития технологий, что затрудняет и затягивает внедрение СОРМ. По его словам, для операторов было бы выгодно наличие НПА по ИСБД СОРМ, так как стандартизация приведет к увеличению количества поставщиков, большей конкуренции и снижению цен.

Пресс-службы ПАО «Мобильные ТелеСистемы», ПАО «МегаФон», ПАО «ВымпелКом», ООО «Т2 Мобайл» (бренд Tele2) не комментируют тему СОРМ.

источник: comnews