Экспертный совет при правительстве раскритиковал проекты нормативных актов, разработанных Минкомсвязью для реализации «закона Яровой».

Множество технических вопросов к организации сбора и хранения информации, от решения которых зависят будущие расходы операторов связи, так и остались неуточненными, считают эксперты. Сами операторы предлагают сначала протестировать работу системы, а реалистичной датой вступления закона в силу называют 2023 год.

Рабочая группа «Связь и IT» экспертного совета при правительстве подготовила заключение (копия есть у «Ъ») на проекты подзаконных актов Минкомсвязи к «закону Яровой». Проекты были опубликованы для обсуждения в декабре 2016 года. В них министерство уточняет требования к исполнению антитеррористического пакета, соавтором которого выступила глава думского комитета по безопасности Ирина Яровая. Закон с 1 июля 2018 года обязывает интернет-компании хранить информацию о фактах приема и передачи данных не менее одного года, а операторов связи — три года. Само содержание сообщений, включая текст, голос и видео, компании должны будут хранить до шести месяцев. В подзаконных актах Минкомсвязи уточняются порядок взаимодействия операторов связи и интернет-компаний с правоохранительными органами, а также сроки и объемы хранения информации.

Как ранее и сам закон, уточняющие его проекты Минкомсвязи также подверглись критике экспертов. Авторы отзыва констатируют, что реализация требований окажет негативное воздействие на деятельность операторов связи, «фактически приведет к убыточности их бизнеса и его сворачиванию» или повышению цен на услуги как минимум в два раза. «Закон Яровой» на практике нельзя выполнить, поскольку нет необходимого программного обеспечения, добавляют эксперты.

Не решены и другие технические вопросы. В частности, отсутствуют требования к составу и структуре информации, которую должен хранить оператор связи, подчеркивают в рабочей группе. Также не обозначены требования к системам мониторинга хранимой информации и к организации ее защиты, доступа и допуска к ней. По-прежнему непонятно, обязан ли оператор связи хранить транзитный трафик и данные абонентов, которые находятся в роуминге. Когда абонент не в сети своего домашнего оператора, тот «не может технически обеспечить получение и хранение полного объема метаданных и, как правило, содержания самих сообщений», отмечают эксперты.

Помимо экспертного совета свои отзывы представили и участники рынка. Так, представитель «Вымпелкома» (отзыв опубликован на regulation.gov.ru) отмечает, что предусмотренные проектом системы хранения сообщений необходимо сертифицировать, протестировать и провести опытную эксплуатацию. «Ближайший реалистичный срок реализации» требований по выполнению «закона Яровой» — не раньше 2023 года, указывает он: предлагаемые сроки реализации закона невыполнимы из-за отсутствия технических требований к средствам хранения, а также «беспрецедентного размера необходимых инвестиций».

Оценки предполагаемых затрат постоянно меняются. По данным Минкомсвязи, совокупная стоимость внедрения для всех операторов связи составит около 100 млрд руб. «Большая тройка» операторов и Tele2 оценивали суммарные затраты в 2,2 трлн руб.

По мнению главы аналитического отдела Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, вопросы к исполнению «закона Яровой» остаются открытыми, потому что «ответственность на себя никто брать пока не собирается». Чтобы реализовать закон, необходимы конкретный заказчик, требования к системе и техническое задание, считает он.

Обсуждение реализации «закона Яровой» продолжится сегодня на совещании в правительстве под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича, сообщила ранее газета «Ведомости» и подтверждает собеседник «Ъ» на рынке связи.

источник:comnews